Чем закрыть кузов пикапа? Часть 3.

04.12.2016
от

Окончание. Начало ЗДЕСЬ.

Кунги для пикапов

Кунг ARBВообще, термин “кунг” не совсем верно применять в отношении этого аксессуара для пикапа. Изначально аббревиатура КУНГ обозначала “кузов универсальный нулевого (нормального) габарита” – так называли закрытые будки для грузовиков, чьи размеры были унифицированы в соответствии с “Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении” с тем, чтобы грузовики с подобными кузовами можно было перевозить на платформах по европейским железным дорогам, чья колея уже отечественной (грузы не должны выступать за габариты ж/д вагонов). Это пошло еще с тех времен, когда наше военное присутствие в Восточной Европе было совершенно естественным и не вызывало ни у кого сомнений в том, что может быть как-то иначе. Те времена давно ушли в историю, а слово “кунг” осталось, “ушло в народ” и теперь обозначает любую будку, закрывающую кузов грузовика.

Поскольку пикап тоже является грузовиком, пусть и маленьким, термин “кунг” вполне прижился в среде пикаповодов. За рубежом аксессуар, превращающий кузов пикапа в закрытое пространство, принято называть терминами “hard top” (дословно “жесткий верх”), “canopy” (т.е. “купол, навес, тент” – чаще всего употребляется в Австралии, Южной Африке, Новой Зеландии и Великобритании) или “cap” (т.е. “крышка, колпак” – в основном употребляется на территории США).

Конструктивно кунг для пикапа представляет собой “скорлупу”, выполненную из стеклопластика, ABS-пластика, стали или алюминия, которая прижимается струбцинами (реже – крепится на болтах) к бортам машины. Хард-топы (кунги) можно условно поделить на “бытовые”, “коммерческие” и “экспедиционные”. Бытовые кунги ставятся на пикапы, не выполняющие никаких специфических задач. Такие кунги обычно имеют два боковых окна (чаще всего стекла в них сдвижные или могут быть слегка приоткрыты для вентиляции – актуально при перевозке животных в кузове пикапа), стекло в передней стенке (иногда тоже может открываться) и большое стекло величиной с проем заднего люка. Часто роль заднего люка выполняет закаленное стекло без какой-либо рамки.

В отдельных случаях вместо сдвижных боковых стекол у кунга могут быть сделаны полноценные распашные люки. Это характерная черта многих кунгов RoadRanger. Надо сказать, это очень удобное решение для повседневно используемой машины, потому как боковые люки значительно облегчают доступ ко всему кузову и лежащему там грузу.

Коммерческие кунги отличаются от бытовых “заточенностью” под применение на корпоративном транспорте. Поскольку коммерческий транспорт регулярно используется для перевозки товаров, оборудования или снаряжения, боковые стекла часто являются помехой, поскольку подвержены риску быть разбитыми. В связи с этим на кунгах для коммерческого применения боковые стекла либо отсутствуют полностью, либо заменены распашными стеклами без люков.

Производители кунгов из США пошли дальше европейцев в своем стремлении приспособить пикапы для работы. В Штатах культура использования пикапов очень развита и имеет солидные традиции. На американском рынке продается большое количество специализированных решений для пикапов, которые в наших широтах выглядят экзотично. К таким решениям можно отнести кунги, имеющие полноценную заднюю дверь, открывающуюся в сторону. Для установки подобных кунгов требуется демонтировать задний борт-”хлопушку”.

Коммерческий кунг CargoBodyОгромным плюсом американских решений для коммерческих пикапов является наличие на борту кунга прикрытых распашными люками ниш, где можно хранить небольшие инструменты, принадлежности и прочую мелочь, которую всегда сложно выуживать из недр кунга, но которая всегда должна быть под рукой. К сожалению, в кунгах, массово продаваемых на территории России, вы ничего подобного не найдете. Я часто вожу в кузове своего пикапа большое количество инструментов, которые очень неудобно доставать и класть обратно, когда машина загружена под завязку. Каждый раз, когда требуется достать тот или иной кофр с инструментом, приходится разгружать пол-машины. Если бы у меня был кунг со встроенной боковой полкой, это бы очень помогало.

Экспедиционный алюминиевый кунгДумаю, я не один такой. Со мной, наверняка, будут солидарны люди, использующие пикап в качестве эспедиционного/туристического транспорта. Приличный дорожный просвет, подключаемый полный привод и выносливая подвеска придают пикапу неплохой внедорожный потенциал, который можно многократно усилить за счет установки правильной резины, лифта и усиления подвески, установки блокировок и других мероприятий. Пусть полноценного трофийного монстра из пикапа не получится, но внушительная грузоподъемность и изначальная приспособленность машины к перевозке большого количества грузов позволяют построить на его базе рабочую лошадку для неэкстремальных экспедиций или путешествий с большой степенью автономности.

Для экспедиционных целей нужен кунг, который бы совмещал небольшие внешние габариты с хорошей вместимостью. Обычные (бытовые) кунги для этих целей малопригодны из-за своей конструкции. Кунгам для “гражданского” применения в угоду дизайну часто придают довольно причудливые формы, которые отрицательно сказываются на вместимости кунга.

sportcanopy[1]Примером торжества дизайна над здравым смыслом являются т.н. “спортивные кунги” (см. рис). “Спортивность” такого хард-топа заключается лишь в том, что с ним автомобиль приобретает “стремительный”, “спортивный” облик. Спору нет, дизайн этого кунга как нельзя лучше подходит к облику Mitsubishi L200 Triton, да и другие пикапы со “спортивными” крышами выглядят приятно. Но вместимость подобных решений настолько мала, что для серьезного использования они не подходят – разве что спортивную сумку положить.

Кунги более традиционных форм также не особо подходят для экспедиционного применения. Дело в том, что большая часть хард-топов, продаваемых на рынке, сделана из стеклопластика. Это довольно хрупкий материал сам по себе. Для придания стеклопластиковому кунгу достаточной жесткости, ему приходится делать довольно толстые стенки (кунг получается довольно тяжелым), но даже это дает достаточной прочности для того, чтобы на такой хард-топ можно было установить багажник, несущий более или менее серьезный груз. А поскольку вместимость кунга из-за его округлых форм и так не очень большая , увезти в нем все экспедиционное снаряжение довольно затруднительно. Коммерческие кунги больше походят для экспедиционного применения, однако и они имеют довольно серьезные ограничения по нагрузке на крышу.

Кунг ARB, вид изнутриИз всех свободно продаваемых импортных решений наиболее подходящим для экспедиций является кунг, производимый австралийской компанией ARB. Его корпус выполнен из ABS-пластика – это более тонкий, но одновременно более легкий и более эластичный материал. Изнутри “скорлупа” из ABS усилена мощным металлическим каркасом, на который в случае необходимости будет опираться экспедиционный багажник. В итоге получается легкий кунг с серьезным запасом прочности (всю нагрузку несет на себе каркас) и солидным внутренним пространством, которое не съедается элементами дизайна и вклеенными ребрами жесткости, как это бывает в стеклопластиковых изделиях.

Экспедиционный кунг из алюминияОднако, наилучшим материалом для изготовления экспедиционного кунга является алюминий. Малый вес, сочетаемый с достаточной прочностью, простотой обработки, ремонтопригоднотью и устойчивостью к внешней среде, делает алюминий почти идеальным материалом для этих целей. Главный плюс заключается в том, что свойства алюминия дают возможность без огромных вложений построить качественный экспедиционный кунг под каждого конкретного владельца. Главным минусом алюминиевых кунгов является их угловатый дизайн, делающий ваш пикап походим на бронетроанспортер. Это обратная сторона большой вместимости и следствие производственных ограничений (экспедиционные кунги – слишком узкий и не настолько доходный рынок, чтобы производители могли бы себе позволить применение полноценных штампов, как это делается при изготовлении кузовов)

Наибольший опыт экспедиционного кунгостроения накоплен в Австралии и Южной Африке, а в США широко распространены коммерческие кунги из алюминия. В России всерьез алюминиевыми кунгами занимается только команда .

B08011232[1]Отдельно следует упомянуть недавно пришедшие на российский рынок кунги компании Sammitr. Их главное отличие от конкурентов в том, что они выполнены из стали, и при производстве используются полноценные штампы, что позволяет достичь высокого качества и точности изготовления. К тому же, эти кунги приходят покрашенными в цвет автомобиля и имеют впечатляющее оснащение в виде дополнительных стоп-сигналов, стеклоочистителя, внутренней подсветки и качественных замков, что большая редкость для продаваемых в России стеклопластиковых и ABS-кунгов. На мой взляд, это идеальный кунг для “гражданского” применения, сочетающий высокое качество, хорошую оснащенность, прочность и достаточную вместимость (хоть и недостаточную для экспедиционного применения). Однако есть и своя “ложка дегтя”. Кунги Sammitr очень дороги (на момент написания статьи ~2900-3100$ за кунг) и имеют большую массу, что затрудняет установку и демонтаж.

Подведем итог по кунгам. Главный плюс хард-топа по сравнению с тентом, рольставнями и крышкой кузова заключается в возможности перевезти больший в сравнении с конкурентами объем под крышей. Понятно, что в кунг поместится больше сумок или небольших коробок, чем под крышку. Установленный кунг делает пикап похожим на монообъемник, что является плюсом для многих владельцев. К минусам кунга относится его довольно большая масса и невозможность оперативного демонтажа в случае необходимости, а это делает невозможным перевозку действительно объемных грузов. Любой, кто попробует перевезти в кунге диван или нечто похожее по объему, потерпит сокрушительное фиаско (хотя с помощью силовой крышки это делается легко и непринужденно). К тому же, значительная часть кунгов, продаваемых в России имеет проблемы с герметичностью и замками: кунги протекают не только на мойке, но и в обычный дождь, а замки настолько низкого качества, что выходят из строя буквально на каждом втором кунге после непродолжительного использования (это обратная сторона их юго-восточно-азиатского происхождения). Кроме того, кунг ощутимо снижает обзорность сквозь салонное зеркало, а заднее стекло кабины и стекло передней стенки кузова будут у вас постоянно грязными из-за того, что их после установки кунга очень сложно мыть.

Full-box

FullBox6[1]Еще одним примером торжества дизайна над здравым смыслом имеет крышка кузова типа full-box. Этот “недокунг” или “перекрышка” призван внести в дизайн машины “спортивные” нотки. Размеры крышки намекают на то, что под ней у вас будет больше места, чем под обычной крышкой, но особо на это рассчитывать не стоит. Конструкция большинства full-box’ов такова, что высота багажного отделения по сравнению с простой крышкой увеличивается незначительно. В то же время, масса full-box’а больше, чем у крышки, но крепится он по-прежнему на струбцинах. Струбцины имеют свойства периодически ослаблять свою хватку, что приводит к регулярному смещению конструкции относительно кузова, если не проверять затяжку креплений каждые 1000 км. Это утомительно. Бесспорно, установленный full-box положительно влияет на дизайн машины, но качество продаваемых на российском рынке аксессуаров сводит на нет весть визуальный эффект. Иными словами, это самое бестолковое приобретение из всех, что можно сделать.

Tags: , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ДАЙТЕ РЕКЛАМУ!

Пришлите нам рекламную статью о ваших продуктах или услугах, и мы разместим ее БЕСПЛАТНО!

Кликните
*ЗДЕСЬ*,
чтобы узнать подробности.