После «Марша»

04.12.2016
от

НИВА Марш 2Наш 4х4 ЭКСПЕРТ: блог lj_user

Пневматиками, вообще-то, спокон веков называют обычную пневматическую шину, придуманную Данлопом. Относительно жёсткую, выдерживающую давление 3-2 атмосферы, с кордовым каркасом и протектором на беговой дорожке. Но есть у термина «пневматики» ещё одно, узкоотраслевое значение. В определённых кругах так называют шины свехнизкого давления, сохраняющие работоспособность при 0,2-0,4 атм. При таком внутреннем давлении шина как бы расплывается в пятне контакта, обеспечивая минимальное давление на грунт. Это обеспечивает непревзойдённую проходимость машин на «пневматиках», экологичность (они не повреждают грунт, что в условиях Крайнего Севера особенно важно), а большой объём воздуха в колёсах позволяет машине держаться на плаву.

Вездеходы на «пневматиках» энтузиасты начали стоить в 1970-х годах, как раз для использования на Севере. Первые колёса представляли собой обычные камеры от грузовиков, надетые на нехитрые самопальные ободы. Но уязвимость камер была очень велика и им стали придумывать различные упрочняющие дополнения – каркасы и оплётки из толстой резины, двойные камеры с упрочнением между ними и пр. Но это всё равно оставалось на самодеятельном уровне – до тех пор, пока в начале 1990-х годов московская фирма ТРЭКОЛ (ТРанспорт ЭКОЛогический) не взялась за производство бескамерной шины сверхнизкого давления собственной разработки, с протектором и усиленной боковиной. Эта шина сразу стала популярной и востребованной, и несмотря на некоторые очевидные недостатки, была использована в конструкции многих вездеходов. В том числе и самого известного снегоболотохода на «пневматиках» — машины МАРШ, собираемой тольяттинской фирмой БРОНТО на агрегатах УАЗа и НИВЫ. Первые такие вездеходы появились в 1994 году и с тех пор они имеют устойчивый – хотя и ограниченный – сбыт.

Время идёт, появляются новые разработки; уже и шина ТРЕКОЛ не является эксклюзивом (аналоги выпускают, например, Арктиктранс и Белшина). Совершенствуются и конструкции самих машин. МАРШ, сделанный на откровенно устаревшей агрегатной базе, потребовал замены. И фирма БРОНТО взялась за разработку новой конструкции, поручив это дело инженеру НТЦ АвтоВАЗа Александру Охрямкину. И вот что получилось.

НИВА Марш 2Прежде всего, требовалось изжить главный недостаток МАРШа – избыточный вес, происходящий из сочетания несущего кузова НИВы и силовой рамы УАЗа. Поэтому новый вездеход решили делать по безрамной технологии, взяв в качестве несущей структуры пространственный трубчатый каркас. На него крепятся агрегаты и элементы ходовой части, а облицовочные панели предполагается делать из пластика. Это не только экономит вес, но и дешевле при мелкосерийном производстве. Тем более что большинство навесных панелей плоские, а формовки требуют только крылья и крышка капота. Двери, как сложные в изготовлении детали, решили взять серийные, от Оки.

Несущий кузов (в отличие от конструкции на готовых кузове и раме) позволяет существенно понизить центр тяжести и привести массово-габаритные параметры оптимальными для внедорожника. По расчётам, новая модель (назовём её МАРШ-bis) будет легче МАРШа на 500 кг – и это при том, что грузоподъёмность останется такой же, 400 кг. А Высота машины уменьшилась на 670 мм при одновременном увеличении дорожного просвета на 30 мм! Всё-таки компоновочная свобода, которую имеет конструктор, работающий «с чистого листа», без привязки к габаритам «чужого» кузова – великое дело!

march_02Не напрасно машины на «пневматиках» называют снегоболотоходами – снег и трясина для них привычнее асфальта. Соответственно проходимость именно в этих условиях имеет определяющее значение. В МАРШе-bis для улучшения проходимости реализовано несколько оригинальных решений. Например, для более уверенного движения по снегу предусмотрено …выдвижное днище! Оно приводится в действие специальным гидроцилиндром, связанным с воздушным резервуаром, то есть получается дополнительная – и значительная – площадь опоры на гидропневматической подвеске а-ля Ситроен! Такая конструкция позволяет активно перераспределять нагрузки между колёсами и скользящей «лыжей» и амортизировать дополнительно неровности снежного покрова. Площадь опоры при этом получается максимальной, а удельное давление на грунт, напротив, минимизируется. Тот же МАРШ, продавливая наст и проваливаясь в глубокий снег (всё-таки 1700 кг), тратит и без того невеликую мощность «Нивовского» мотора на преодоление самим же и созданных препятствий. МАРШ-bis в этих же условиях поедет не снижая скорости и никуда не проваливаясь.

НИВА Марш 2

Избыточная масса МАРШа, несмотря на большой объём колёс, плавать ему не позволяла. При этом многие другие вездеходы на тех же шинах (да тот же ТРЭКОЛ, например) худо-бедно по воде передвигаются. В МАРШе-bis этот недостаток избыт кардинально. В дополнение к плавучести, обеспечиваемой колёсами, здесь предусмотрены две дополнительные надувные подушки. С ними машина будет иметь оптимальную осадку, мало зависимую от загрузки.

В остальном МАРШ- bis ориентирован на серийные узлы, в основном от той же НИВЫ. Это касается подвесок колёс, рулевого управления, деталей электрооборудования и интерьера.

К сожалению, судьба этой разработки неясна. Вездеход получился интересным, не очень сложным в производстве, хотя и требующим для организации этого производства определённых усилий и инвестиций. Видимо последнее и отпугнуло руководство фирмы БРОНТО: МАРШ-bis к производству не принят.

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ДАЙТЕ РЕКЛАМУ!

Пришлите нам рекламную статью о ваших продуктах или услугах, и мы разместим ее БЕСПЛАТНО!

Кликните
*ЗДЕСЬ*,
чтобы узнать подробности.