92 тысячи километров с УАЗ “Хантер”

04.12.2016
от

Стоит ли покупать УАЗ “Хантер”?

uaz_hunter_01
Мой УАЗ “Хантер” был куплен новым в апреле 2005 года в Москве, в салоне “Элекс-Полюс”. На тот момент он имела уже довольно редкую комплектацию – на машине был установлен польский дизель Andoria и 5-ступенчатая КПП, произведенная на Арзамасском машиностроительном заводе (печально известная в среде УАЗоводов КПП под названиями “АрКПП” или “Арзамас”). Гидроусилитель отсутствовал. Все остальное было стандартным для таких машин, выпускавшихся в 2005 году: мосты “спайсер” (ГП с передаточным числом 4.625), муфты отключения передних колес ЭЛМО, пластиковые бампера, электронный спидометр, пластик на торпеде, подобие мягкого трансформируемого салона, шины К-155 “Быстрица”.

Я специально искал для своих целей машину с дизельным двигателем. При этом хотелось, чтобы силовой агрегат был произведен за пределами бывшего России, чтобы не стать заложником низкой культуры производства и вчено подводящих смежников. Двигатель Andoria, пусть и оказался не идеальным, но все же отвечал всем моим требованиям. Забегая вперед скажу, что этот мотор отлично зарекомендовал себя за все годы, что я его эксплуатировал, с точки зрения простоты эксплуатации и надежности. И хотя его часто ругают за малую мощность и архаичность конструкции, могу сказать, что этот мотор меня никогда не подводил и за все время эксплуатации ни я, ни последующий хозяин машины ни разу не оказывались в ситуации, когда нужно было лезть под капот и “шаманить” с двигателем, чтобы иметь возможность ехать.

Машина пришла в салон “самоходом”, т.е. перегонщик просто приехал на ней из Ульяновска в московский автосалон. На самом деле, покупать такую машину – серьезный риск, потому что нельзя быть даже совсем чуть-чуть уверенным, что перегонщики соблюдали правила обкатки нового автомобиля и не гнали на новом авто, как ужаленные в зад. Сейчас, наверно, “самоход” не практикуется дилерами вовсе, но в 2005 году это была реальность. Вероятно, мне повезло, и водитель попался ответственный – машину не “убили” в первые дни ее жизни. Мало того, машина, судя по всему, прошла предпродажную подготовку в Ульяновске перед перегоном, потому что болты и гайки в наиболее ответственных узлах и агрегатах были затянуты на совесть. Не смотря на это, я по своей наивности заказал “протяжку” всех болтов-гаек в автосалоне (даже в сервисной книжке к машине сказано, что дилер должен это делать всегда и бесплатно – в рамках предпродажной подготовки). Дилер на это дело, естественно, положил с прибором и ничего протягивать не стал, однако деньги принял с удовольствием. Зато к просьбе провести дополнительную антикоррозионную обработку отнеслись ответственно и постарались от души. Особенно удивило то, насколько тщательно обработаны скрытые полости, куда так просто не подлезешь. Удивительно, но факт – в местах традиционных для УАЗа очагов коррозии у моей машины до сих пор чисто. И все благодаря стараниям официального дилера. Звучит нереально, но это правда.

Первые проблемы начались после пробега 2700 км. – начала барахлить знаменитая арзамасская КПП. По-моему, нет ни одного владельца “Хантера”, кто не испытал бы с ней проблем. О ее ненадежности можно слагать легенды (хотя, например, передаточные числа у нее были довольно удобные), вот и меня проблемы не обошли стороной. Машина была отдана на переборку КПП, проблемы усправили, но осадочек остался. Некоторое время спустя ульяновская компания “” наладила производство 5-ступенчатых КПП из китайских компелектующих. Эти КПП были призваны заменить безнадежно больные арзамасские коробки и вставали на машину практически без дополнительных переделок. Как только появилась возможность, я избавился от арзамасской КПП, установив вместо нее ульяновско-китайскую коробку. Машина на тот момент прошла 27 тыс. км. Несмотря на мое категорическое недоверие к китайскому автопрому, новая КПП пробежала больше 60 тыс км без каких-либо проблем, бегает дальше и, по-моему, стала только тише работать за это время. Отечественному производителю должно быть стыдно…

Следующая крупная неприятность настигла меня при пробеге около 9 тыс. км. Что-то случилось с выжимным подшипником сцепления, и это привело к медленной и мучительной смерти корзины сцепления. Установленное на машину на заводе хиленькое Valeo выкинули и заменили… не помню, на что заменили. Хорошее сцепление – до сих пор ходит и не подает признаков износа.

В промежутке между первой переборкой КПП и заменой сцепления я заменил штатную УАЗовскую печку на отопитель, производимый умельцами из НАМИ. В салоне после этого значительно потеплело, а работа печки перестала сопровождаться звуком, похожим на рев взлетающего истребителя. Примерно в то же время выкинул муфты переднего моста ЭЛМО, потому что они откровенно плохо включались-выключались. Взамен поставил хабы AVM – разница весьма ощутимая. Параллельно убил кучу времени на то, чтобы заделать всевозможные щели герметиком, поставить дополнительные уплотнители там, где их не хватало, установку вечно откручивающихся болтов на резьбовой герметик и прочие мелочи. Надо сказать, что по мелочам за заводом пришлось доделывать очень много.

Однажды зимой у меня отвалился провод от стартера. Другой зимой отгорел провод, питающий предпусковые свечи накаливания у двигателя. И то, и другое – следствие кривой сборки и экономии на проводах (на свечи накаливания шел тонкий медный провод, который был прижат к латунной шине СТАЛЬНОЙ шайбой – странно, что долго отгнивал…). Оба случая очень хорошо запомнились, потому что были единичными за всю историю машины. Один раз исправил – и больше не возвращался.

Примерно через год после покупки машины я сделал ей дополнительную звукоизоляцию. В салоне стало значительно тише. Примерно тогда же выкинул наконец пластиковые бампера и заменил на “силовик” из труб. Год спустя этот бампер здорово выручит меня в одном из ДТП…

На момент написания отчета “Хантер” пробежал уже 92 тыс. км. У него до сих пор не текут ни мосты, ни КПП, ни РК. Несмотря на то, что машина часто съезжает на бездорожье и “живет” на открытой стоянке, она до сих пор не “зацвела”, и краска почти нигде не отвалилась. Хотя, справедливости ради надо отметить, что кое-где она все-же вспучилась уже к концу первого зимнего сезона. Спасла только зачистка с последующей обработкой ортофосфорным восстановителем и подкрашиванием. Зато в карданах до сих пор стоят родные крестовины, а шлицы карданных валов не болтаются – последствия регулярного ухода и смазки. Со шкворнями в переднем мосту, которые постоянно разбалтываются у многих, тоже никаких проблем почему-то не было. Тормозные колодки первый раз заменили примерно на 80 тыс. км (удивительно выносливые!). Амортизаторы первый раз меняли примерно тогда же, когда и КПП (хотелось сделать ход машины помягче, а так они не требовали замены). Зато сейчас амортизаторы пора менять. Кстати, к концу первого года эксплуатации у машины чудовищно просели рессоры . Вылечилось это их прокаткой – после этой процедуры корма машины снова поднялась и больше не проседает.

Эта машина используется как повседневный городской транспорт, так и как машина выходного дня для дальних поездок (по несколько сотен километров в один конец). Летом часто съезжает в грязь, иногда в довольно серьезную, но без фанатизма. Не спорта ради, а чтобы добраться туда, куда задумал. Иногда застревает (в основном “благодаря” довольно несерьезным шинам), но большей частью справляется со своими задачами успешно. В пробках на “Хантере” ездить – испытание для сильных духом. Отчасти это связано с тем, что установленное вместо штатного сцепление довольно жесткое, но по большей части неудобства связаны с посредственной эргономикой водительского места. Из-за нее же на больших перегонах серьезно устаешь (мне особенно тяжело из-за высокого роста). Зато по ширине в УАЗе очень комфортно – ни за что локтями не цепляешь, сидишь широко, как во взрослом “американце”. Высота потолка тоже впечатляет – такого нет ни в одной иномарке даже в два раза дороже.

Общий итог

После того, как в машине были выловлены все “блохи”, она перестала доставлять какие-либо проблемы. Однако, для беспроблемной эксплуатации требуется строго выполнять все регламентные работы, а это немалый геморрой хотя бы потому, что всевозможную чистку-смазку нужно делать чуть ли не после каждого выезда в пампасы. Однако результат от таких трудозатрат будет ощутимый.

Места в салоне у “Хантера” больше, чем у любой иномарки даже за вдвое большие деньги. Ближайшие конкуренты по свободному месту в салоне – это полноразмерные “американцы”. Однако большое жизненное пространство с лихвой компенсируется плохой эргономикой, высоким уровнем шумов и плохой салонной герметичностью и вентиляцией. Наблюдается забавная вещь: изо всех щелей дует, но при этом салонные стекла моментально запотевают. Из-за плохой эргономики дальние путешествия на УАЗе лично для меня затруднительны.

По грязи “Хантер” едет очень и очень неплохо, особенно если водитель не забывает включать голову. Нехитрая внедорожная подготовка значительно увеличивает потенциал машины. Если бы на “Хантер” ставились дизеля типа тех, что используются на популярных в России компактных пикапах, цены бы ему не было.

Мифы о ломучести УАЗов сильно преувеличены. Да, производитель позволяет себе ставить на машины откровенно бракованные агрегаты, и это отвратительно. Да, многие применяемые в машине решения не совсем хорошо обдуманы или вовсе устарели. Однако то, что стоит УАЗу выехать за ворота, как он сразу разваливается – миф, причем излишне раздутый. Большая часть проблем при эксплуатации связана с тем, что владельцы ленятся проводить регламентные работы согласно руководству, а также вносят в конструкцию машины изменения, не задумываясь о последствиях. И, конечно, отдельную роль играет криворукость сервисменов, которые часто просто делают свою работу кое-как, что потом влечет за собой закономерные проблемы. Одно то, что дилеры не проводят как следует предпродажную подготовку, уже служит источником многих бед. Но это общесистемная российская беда, к сожалению. Кстати, будем справедливы к Ульяновскому автозаводу – за то время, что я был владельцем “Хантера”, они проделали кое-какую работу и кое-что из проблем, о которых я писал, давно победили.

Tags: , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ДАЙТЕ РЕКЛАМУ!

Пришлите нам рекламную статью о ваших продуктах или услугах, и мы разместим ее БЕСПЛАТНО!

Кликните
*ЗДЕСЬ*,
чтобы узнать подробности.